Когда родители приводят детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятия, чаще всего их цель — общее укрепление и оздоровление организма ребенка. Гимнастика действительно способствует развитию выносливости и силы, координации, улучшению осанки.
Дети учатся выполнять различные трюки: кувырки, мостики, колесо, березка и т.п., осваивают виды перестроений в группе, выполняют упражнения в динамике и статике.
Однако это далеко не вся польза, которую могут принести занятия гимнастикой для детей. Советский ученый, педагог Александра Кенеман в своем труде “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста” пишет: “Значение гимнастики заключается в ее эффективности для всестороннего развития, улучшения функциональных процессов в организме, укрепления здоровья детей.”
Регулирующая деятельность нервной системы определяет совершенствование основных движений. В то же время отмечается обратная зависимость — совершенствование деятельности нервной системы под влиянием упражнений.
Движения в гимнастике
Разучивание и отработка движений в условиях целенаправленного руководствасвязано с воспитанием психических процессов:
- когнитивных — внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления;
- волевых — собранности, внимания, целенаправленности осознанных ребенком действий, умения согласовывать свои движения в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи;
- эмоциональных — повышения общего жизненного настроения, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.
Отдельной строкой стоит выделить взаимосвязь физического и эстетического воспитания ребенка во время урока гимнастики.
Сложился устойчивый стереотип: детская гимнастика — это спорт, а значит “к прекрасному” она имеет мало отношения.
Вместе с тем, в процессе разучивания спортивных элементов тренируется не только выдержка и сила, но и эстетическая составляющая исполнения движения!
Так, каждое упражнение направлено на развитие стройности, красивой осанки, пропорционального телосложения, свободы и легкости движений, владение своим телом, непринужденности, благородства и выразительности выполняемых элементов. Все это неразрывно связано с душевной организацией ребенка, воспитанием вкуса, чувства красоты и восприятием себя, как единого целого.
Пример. Упражнение на растяжку «разножка» можно выполнять по-разному. В первом варианте педагог не обращает внимания на прямые колени и ровную спину, не требует вытягивать стопы и следить за правильной постановкой спины.
Элемент выполняется “как придется” и выглядит не то что неэстетично — он приносит мало пользы здоровью ученика. И другой подход: педагог на каждом занятии дает четкие комментарии по выполнению растяжки (красивая ровная спина, вытянутые стопы и колени и т.д.) и дети, стараясь сделать упражнение верно и красиво, с каждым разом выполняют разножку грамотнее, точнее и, следовательно, эстетичнее.
Роль педагога
Конечно же, педагог/тренер, в первую очередь должен быть заинтересован в качественном выполнении программы урока учениками. Дети воспринимают манеру старшего и, как губка, впитывают его культуру речи и движений, доброжелательность и чуткость и стремятся к подражанию.
Сложно переоценить роль обращения педагога к детям во время занятия. Показ и объяснение движений дошкольникам и младшим школьникам преподносятся образно и эмоционально. Возвращаясь к труду А. Кенеман, читаем на эту тему: “Наглядные образцы показываемых воспитателем физических упражнений должны быть технически правильными. Красивое, четкое выполнение их вызывает у детей желание аналогичного воспроизведения. Целеустремленное воспитание самостоятельности и творческой активности, особенно в старших группах, приучает ребенка вносить что-то свое, самостоятельное в упражнения и игры, а также придумывать свои игры, развивает у детей эстетические стремления, связанные с творческим воображением и с творческим отношением к своей деятельности.”
Это высказывание также верно для детской гимнастики, так как материал преподносится педагогом в игровой форме. Указанный комплекс эстетических воздействий на физкультурных занятиях представляет собой значительную долю программы эстетического воспитания, органично сливающегося с физическим.
Теория вопроса
Согласно А.Ф. Лосеву практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики. Не важно, чем будут заниматься ваши дети: плаванием или гимнастикой, хореографией или борьбой. Как существует понятие “красивый бой”, когда в действиях боксеров на ринге начинаешь видеть искусство, так же существует и “невкусная хореография”, когда танцовщики бездушно отрабатывают свои партии не вкладывая ни капли души.
Роль детской гимнастики
Что касается детской гимнастики — это отличный старт, который дает возможность, по началу в игровой, максимально интересной для ребенка форме, полноценного физического и эстетического воспитания. Прививаются понятия красоты линий тела, стройности, осознанного выполнения движений, развиваются навыки правильного, уважительного взаимодействия в коллективе, умение слушать и слышать педагога.
Педагоги и тренера нашей Студии с большой любовью и ответственностью относятся к своей работе! Стараются развивать и поддерживать лучшие качества учеников посредством точных, проверенных учебных программ и многолетнего профессионального опыта работы с детьми.
Предлагаем записать вашего ребенка на первое занятие по гимнастике к тренеру Наталье Катасоновой. Наталья тренирует с 2012 года, мастер спорта по фигурному катанию, член сборной команды России в парном катании.
Ждем ваших детей на уроках студии WL Dance!
Посмотреть резюме педагогов студии Wl Dance