В Сети много материала на тему, как детская хореография влияет на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. А как танец влияет на мозг? У ученых есть несколько интересных исследований.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА И МОЗЖЕЧКА

Исследования, проводимые учеными Стивеном Брауном (директор лаборатории NeuroArts Lab кафедры психологии, нейронауки и поведения в Университете МакМастера, г. Онтарио) и Лоренсом Парсонсом (профессор кафедры психологии, Шеффилдский университет в Англии) показали, что при выполнении испытуемыми двигательных заданий происходит активация области правого полушария, симметричной по отношению к области Брока левого полушария

Область Брока расположена в лобной доле и ответственна за формирование и воспроизведение устной речи. Также в последние десять лет было выявлено, что область Брока содержит представительство рук. Данные открытия подтверждают так называемую жестовую теорию эволюции речи, сторонники которой утверждают, что речь изначально возникла как жестовая система, и лишь позднее стала звуковой. 

танец и развитие мозга

Исследование Брауна и Парсонса показало, что движения ногами активируют правополушарный гомолог области Брока, и это служит доводом в поддержку идеи о том, что танец появился как форма репрезентативной коммуникации.

В том же исследовании отдельно упоминается о развитии мозжечка. А точнее — той его части, которая получает вход от спинного мозга, — в передней части червя. 

“Движения, синхронизированные с музыкой, приводили к значительно более выраженному усилению кровотока в этой области, чем те же движения, но выполняемые испытуемыми в собственном ритме. Предварительные результаты подтверждают гипотезу, согласно которой данная часть мозжечка служит своего рода дирижером, наблюдающим за информацией от различных областей мозга и помогающим согласовывать выполняемые действия.”

Мозжечок получает множество сенсорных входов: от слуховой, зрительной и соматосенсорной кортикальных систем (это необходимо для того, чтобы можно было подстраивать движения к разнообразным сигналам, от звуков до зрительных стимулов и прикосновений), и содержит сенсомоторное отображение всего тела. Задачей данной структуры является регулирование движений в процессе их выполнения.

Известно, что к трехлетнему возрасту размеры мозжечка ребенка приближаются к его размерам взрослого человека. Поэтому в 3-4 года уместно начинать занятия ритмикой, где в детей будут обучать простейшим танцевальным элементам.

РАБОТА МОЗГА НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ

Большая часть нейронов головного мозга задействована именно в процессе управления движениями. Для того чтобы выполнить прыжок из программы классического танца с двух ног на две (Temps leve saute), необходимо провести вычисления в сенсомоторной системе, учитывающие окружающее пространство, силу гравитации и поддержание равновесия, намерение и привязку ко времени, равно как и множество других факторов.

  • Сенсомоторная система обслуживает различные виды механической деятельности, передвижение, поддержание позы, а также восприятие и коммуникацию. Состоит из трех отделов: периферический отдел (рецепторы — органы чувств), проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом и центральный отдел (конкретный участок коры головного мозга, который воспринимает и обрабатывает информацию). 

Что происходит в мозге во время прыжка? Задняя теменная кора переводит зрительную информацию в двигательные команды и посылает сигналы в премоторную кору и дополнительную моторную область. Далее сформированные команды передаются в первичную моторную кору, которая генерирует нервные импульсы, идущие в спинной мозг, и затем к мышцам, заставляя их сокращаться. На следующем этапе необходимо обеспечить обратную связь от мышц к мозгу, чтобы  информировать его о точном расположении частей тела в пространстве.

В проводниковом отделе, связывающем сенсорные рецепторы с мозгом, по нервным волокнам через спинной мозг идут сигналы к коре больших полушарий. Подкорковые структуры — мозжечок и базальные ганглии в его глубине — также помогают корректировать двигательные команды на основе полученной обратной связи и обеспечивают большую точность производимых движений.

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Если не углубляться в нейронауку и говорить доступным языком, то процесс обучения хореографии вызывает у детей сосредоточенность внимания и активность мышления. Наглядный показ движений педагогом требует целенаправленного наблюдения, осмысливания последовательности его элементов.

Во время разучивания и отработки движений тренируется память, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Согласно мнению советского психолога, создателя культурно-исторической теории происхождения высших психических функций Л.С. Выготского, память играет ведущую роль в познавательном развитии дошкольников. Причем именно под влиянием взрослого (родители, воспитатель, педагог) у ребенка начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание.

  • Переход из кратковременной в долговременную память происходит в гиппокампе. Благодаря этой структуре мы обладаем профессиональными знаниями, навыками, давними воспоминаниями о важных событиях.

развитие мозга и хореография у детей

ВЫВОДЫ

В психологии существует понятие “сензитивный период”, когда в жизни ребенка наступает наиболее благоприятный момент для формирования определенных психологических качеств и видов деятельности. 

Так, в дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью: расширяется словарь и развивается грамматический строй речи. С 2,5-3 лет начинает нормально функционировать мозжечок, без которого невозможна координация движений.

Каждый сензитивный период — это наиболее благоприятный момент для обучения базовым жизненным навыкам, когда в самом физиологическом и психическом процессе заложен максимальный потенциал для их усвоения.

Занятия хореографией полезны в любом возрасте, а в случае с детьми они приобретают особую значимость. Уроки танцев помогают в развитии речи, координации, внимания и памяти, социализации ребенка вне круга хорошо знакомых ему людей. Дети учатся общению, работе в команде и дисциплине.

Именно по вышеперечисленным причинам, а не только из-за общего физического оздоровления, рекомендуется отдавать детей в танцевальные кружки — это помощь в развитии ребенка и становления его как личности.

В нашей Студии детскую хореографию ведет:

Ксения Сазонова

За плечами педагога работа в качестве артиста балета в театрах Москвы и шестилетний опыт преподавания классического танца в детских группах. В студии WL Dance для вашего ребенка откроется возможность участия в концертах и конкурсах. Мы проводим открытые уроки для родителей, ставим театрализованные представления и проводим итоговую аттестацию.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
14:00
14:30
16:30
16:30
17:30
Дети 7-11 лет
Хореография (дети)
16:30
17:30
Дети 7-11 лет
Хореография (дети)
17:00
17:30
17:30
18:15
Дети 4-6 лет
Хореография (дети)
17:30
18:15
Дети 4-6 лет
Хореография (дети)
18:00

Вторник

Четверг

Суббота

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
14:00
14:30
16:30
16:30
17:30
Дети 7-11 лет
Хореография (дети)
16:30
17:30
Дети 7-11 лет
Хореография (дети)
17:00
17:30
17:30
18:15
Дети 4-6 лет
Хореография (дети)
17:30
18:15
Дети 4-6 лет
Хореография (дети)
18:00

Вторник

Четверг

Суббота

Занятия отсутствуют в расписании!

Рубрики: Информация